В стенах научной библиотеки дворца была представлена книжная выставка, посвященная этнокультурному многообразию Крыма

21 апреля 2014 года президент Российской Федерации Владимир Путин подписал исторический Указ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» (Указ Президента РФ от 21.04.2014 N 268), ознаменовавший важный шаг в восстановлении исторической справедливости по отношению к народам Крыма, подвергшимся депортации в годы Великой Отечественной войны.

В памятные дни Крымской наступательной операции научные сотрудники Воронцовского дворца провели для алупкинских школьников просветительскую программу, охватывающую не только героические, но и трагические страницы истории полуострова. В стенах научной библиотеки дворца была представлена книжная выставка, посвященная этнокультурному многообразию Крыма.

Выставка включала в себя научные и публицистические работы, освещающие историю, культуру и традиции крымских татар, немцев, крымчаков, караимов, болгар, евреев и других этносов, чья судьба на протяжении столетий была связана с Крымом. Особое внимание было уделено трагическим событиям, коснувшимся этих народов в XX веке, включая депортации, осуществленные в соответствии с постановлениями Государственного комитета обороны СССР, такие как постановление № 5859сс от 11 мая 1944 года, положившее начало депортации крымских татар.

Сотрудники музея подчеркнули, что именно молодому поколению предстоит строить будущее Крыма как многонационального и процветающего региона. В качестве примера были приведены истории уроженцев Алупки, представителей крымскотатарского народа, внесших значительный вклад в развитие местной системы образования, несмотря на пережитые ими лишения и несправедливости. Этот акцент на локальной истории призван укрепить чувство принадлежности и ответственности за будущее родного края у юных алупкинцев.

Асан Сабри Айвазов- (1878—1938) — крымскотатарский писатель, литературный критик, публицист, педагог, общественный деятель.

« В 1889 году после окончания Алупкинской начальной школы один из моих родственников увёз меня в Константинополь, где я окончил педагогический институт. По подозрению турецкой полиции был вместе с другими студентами арестован, но когда узнали, что я русский подданный, меня через русское посольство отправили в Россию. Таким образом, я в 1898 г. приехал в Крым, основал в Алупке новую школу, в которой всё преподавалось по звуковому методу, учил мальчиков и девочек наравне читать и писать. До того времени девочкам писать было нельзя. Ввёл в программу начальные образовательные предметы: арифметику, географию, грамматику, татарский язык и прочее. Но всё это я делал неофициально. Тогда в татарских школах преподавался на арабском языке Коран и Закон Божий. Условия для просветительской работы были очень тяжёлые. Начиная от кулаков, духовенства и до урядника все были против новой школы».

Инициатива создания прогрессивных школ нового метода обучения (мектебе-усул-джедид) принадлежала выдающемуся крымскотатарскому просветителю Исмаилу Гаспринскому. В традиционных татарских школах, придерживавшихся консервативных методов, обучение девочек было ограничено или вовсе исключено, а учебный процесс в основном сводился к заучиванию Корана на арабском языке без должного понимания смысла. Условия для распространения просветительских идей были крайне неблагоприятными. Нововведения встречали активное сопротивление не только со стороны местной элиты и консервативного мусульманского духовенства, но и со стороны представителей власти, включая полицию и инспекции народных училищ. Педагог Айвазов столкнулся с прямыми угрозами, а летом 1904 года его дом подвергся нападению, что вынудило Асана Сабри прекратить преподавательскую деятельность

Кязим Эмир Усеинович Усеинов, педагог, посвятивший годы преподавательской деятельности, пользовался заслуженной любовью учеников и уважением коллег. Кязим Усеинов известен как соавтор книги «Сказки и легенды крымских татар», а также как талантливый фольклорист и краевед. Он входил в фольклорную группу по сбору легенд, преданий и сказок крымских татар, куда входил и научный сотрудник Алупкинского дворца-музея Коцюбинский С.Д. Кязим Усеинов с огромным энтузиазмом взялся за дело, общаясь со старожилами и сказателями. Благодаря неустанному труду был собран фольклорный труд, содержащий 23 сказки и 3 легенды.   Однако, в 1937 году, с назначением нового директора, судьба Усеинова трагически изменилась. Критическое замечание в адрес директора, касающееся необоснованных претензий к педагогическому коллективу, послужило поводом для доноса. Последовавшие события развивались стремительно: Усеинов был объявлен «предателем», уволен 28 июля 1937 года и арестован в сентябре того же года. Решением от 4 декабря 1937 года Кязим Усеинов был приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 8 февраля 1938 года; место захоронения остается неизвестным.

Сборник сказок и легенд, изданный в период идеологической цензуры, намеренно умалчивал имя Кязима Усеинова. Однако, несмотря на это, память о Кязиме Усеиновиче сохраняется в сердцах алупкинцев, знающих, что именно его перу принадлежит этот чудесный сборник волшебных сказаний. В годы Великой Отечественной войны его сын, Амди Усеинов, проявил героизм, участвуя в спасении Воронцовского дворца от разграбления немецкими войсками. Несмотря на жестокую несправедливость, постигшую семью Усеиновых, Амди Усеинов остался верен своему гражданскому долгу, защищая свою маленькую Алупку и родную землю.

 День возрождения реабилитированных народов, отмечаемый ежегодно, является символом единения многонационального крымского сообщества. Укрепление межнационального согласия – фундаментальный фактор стабильного развития и процветания Республики Крым. Преодолевая последствия трагических страниц истории, крымчане совместно созидают будущее, основанное на принципах гуманизма, справедливости и взаимного уважения.

Сохранение мира, дружбы и взаимоуважения между представителями различных национальностей и конфессий является безусловным приоритетом. Важнейшей задачей современности является трансляция этих ценностей будущим поколениям, воспитание молодежи в духе толерантности и сотрудничества, что позволит и впредь обеспечивать комфортную, безопасную и благоприятную среду для всех жителей Крыма. #Указпрезидентареабилитация #ВозрождениенародовРК