
В Садовом домике Алупкинского музея-заповедника состоялось торжественное открытие выставки, знакомящей с творчеством выдающегося художника-пейзажиста Карло Баттиста Боссоли (1815–1884). С приветственным словом к гостям открытия обратилась заместитель директора Алупкинского музея-заповедника Светлана Ароновна Верховская, поблагодарив гостей за подлинный интерес и активное участие к музейной жизни. Экспозицию представил заведующий научным отделом музея Юрий Евгеньевич Трутенко, который в своей вступительной речи подробно рассказал о непростой судьбе и ярком творческом пути мастера, особо остановившись на крымском периоде его жизни.

Имя талантливого итальянца, запечатлевшего Крым середины XIX века, хорошо известно ценителям истории и искусства. Будучи юношей, Боссоли, чей талант заметил сам генерал-губернатор граф Михаил Воронцов, начинал с создания видов Одессы. Однако именно путешествие по Крыму в 1841 году стало для него судьбоносным. Здесь, вдохновленный уникальной природой и древними памятниками, художник создал множество рисунков и акварелей, которые легли в основу знаменитого альбома «24 вида Крыма». Юрий Евгеньевич подчеркнул, что крымские работы стали для Боссоли творческой вершиной, принесшей ему международную славу.





Несмотря на отъезд из России в 1843 году, связь художника с полуостровом не прервалась. Уже в 1856 году, после Крымской войны, в Лондоне был издан большой альбом с цветными литографиями, созданными на основе его ранних крымских зарисовок. Эти издания, наряду с оригинальными работами, и составили ядро новой выставки.









В экспозиции представлено более тридцати произведений из собрания Алупкинского музея-заповедника. Среди них – как подлинные графические работы (гуашь), так и литографии из альбомов 1842 и 1856 годов. Особый интерес представляет крупноформатная гуашь «Вид Палермо», выполненная во время средиземноморского путешествия 1845 года, которая экспонируется впервые.

Выставка предлагает зрителям по-новому взглянуть на знакомые пейзажи. На работах Боссоли запечатлены не только величественные панорамы Керчи, Судака, Севастополя и Евпатории, но и живописные татарские селения Коккоз и Узенбаш, а также утраченные сегодня дворянские имения Южного берега Крыма – «Ореанда» графа Витта, «Уч-Чам» Исленьевой, «Васили-Сарай» Голицыных. Эти работы являются бесценным историческим документом, позволяющим совершить путешествие во времени и увидеть Крым глазами гениального художника.
Выставка в Садовом домике продлится до 15 февраля.