Цветы — лучший подарок, создающий праздничное настроение, а также излюбленный мотив декора на изделиях из фарфора. Уникальное собрание фарфора XVIII-XX веков Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника представляет изделия известных зарубежных и отечественных мануфактур. Декор разнообразных ваз, предметов посуды состоит из букетов и гирлянд цветов. Часто используются растительные орнаментальные мотивы, переданные с помощью росписи, золочения, печати. Цветы украшают фарфор разных эпох, исторических стилей и производителей.
Рассмотрим некоторые из них.
Первая европейская мануфактура была основана в 1710 г. в саксонском городке Мейсен. Практически сразу ее изделия стали декорировать цветами. Сначала они были украшены «индианскими цветами» — подражали восточным образцам. Затем стали использовать полихромную роспись «немецкими цветами», тип которой был освоен в последующем фарфоровом производстве.
К изделиям, украшенным «индианскими цветами», относятся чашки с блюдцами, исполненные на Мейсенской мануфактуре в 1924-1934 гг., на что указывает марка. Илл. 1.
На Императорском фарфоровом заводе работали подготовленные живописцы по фарфору узкой специализации. «Живописцы-фигуристы» занимались копированием картин на исторические и мифологические сюжеты, портреты. Пейзажисты писали разнообразные ландшафты, а «цветочники» украшали фарфор цветочной росписью. Цветы писали как с натуры, так и по специально изготовленному декору художником-орнаменталистом, который умело их «вплетал» в художественное оформление.
Букет ярких цветов, а также пять цветочных композиций, нанесенных золотом по рельефу чуть приподнятого широкого борта, украшает зеркало тарелки работы Императорского фарфорового завода. В собрании Алупкинского музея-заповедника сохранились шесть тарелок, которые некогда входили в столовый сервиз. Они были созданы в период правления Николая I (1825-1855) и украшены изображениями букетов цветов, которые варьируется. Илл. 2.
Розы и лилии главенствуют в композиции медальонов двух парных ваз, которые экспонируются в Массандровском дворце. Вазы изготовлены на фабрике в Дулево («Товарищество М. С. Кузнецова») на рубеже XIX-XX веков. На обратной стороне ваз, в медальоне, изображены ветки сирени и цветки жимолости. Илл. 3, 4.
По борту восьмиугольного блюда проходит рисунок кобальтом с включением мелких цветов в стиле модерн, исполненный в технике печати. Блюдо является изделием фабрики в Метлахе всемирно известной компании «Виллерой и Бох» и имеет печатную марку фабрики с названием рисунка «LIVIA». Илл. 5.
Подробнее об этих и других предметах из собрания Алупкинского музея-заповедника можно узнать из нового издания «Фарфор и керамика XVIII-XX веков, стекло XIX-XX веков. Каталог», которое продается в музейном магазине.