
Собрание ГАУК РК «Алупкинский музей-заповедник».
16 июня исполняется ровно сто лет со дня основания международного детского центра «Артек». Это столетие отсчитывается с того самого дня, когда по инициативе заместителя народного комиссара здравоохранения РСФСР Зиновия Петровича Соловьёва на побережье живописной бухты в урочище Артек, что между Гурзуфом и горой Аю-Даг, были разбиты четыре большие брезентовые палатки, в которых поселились 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма. Впрочем, впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено ещё на празднике московских пионеров 5 ноября 1924 года. Старый большевик и врач З.П. Соловьёв, сам страдавший туберкулёзом, задумывал «Артек» как лагерь-санаторий для детей, страдавших туберкулёзной интоксикацией. Однако довольно скоро лагерь утратил своё противотуберкулёзное назначение, расширился, обзавёлся капитальными постройками и постепенно превратился в ту огромную, всемирно известную «республику детства», которой и поныне является.
«Артек» и его обитатели запечатлены во многих произведениях изобразительного искусства, и одно из них – картина «Артековская бухта» из собрания Алупкинского музея-заповедника, написанная в 1953 году замечательным русским художником Константином Александровичем Прохоровым (1924 – 2022), удостоенным в 2011 году звания Народного художника Российской Федерации.
Константин Александрович родился в селе Караваево (ныне Владимирской области) 20 декабря 1924 года. Село имело богатую историю, принадлежало некогда помещикам Кузьминым-Караваевым, а всего в десяти километрах находится село Андреевское – вотчина Воронцовых. Дворец в Алупке создавался талантливыми владимирскими каменотесами для племянника владельца села Андреевского графа Александра Романовича Воронцова – Михаила Семёновича.

Вскоре семья Прохоровых переехала в близлежащий промышленный город Кольчугино, где Константин начал свою трудовую деятельность и впервые приобщился к искусству, увидев работы мастеров из села Палех. Затем было Ивановское художественное училище, где его учителями стали талантливые живописцы А.М. Кузнецов и М.С. Пырин. В течение двух лет (1942 –1944) Прохоров участвовал в Великой Отечественной войне, после ранения вернулся в училище, в 1946 г. переехал в Крым и перевёлся в художественное училище имени Н.С. Самокиша в Симферополе. Здесь он встретил соратника и жену – Нину Павловну Глушкову-Прохорову, талантливого керамиста. Супруги-художники создавали произведения монументального искусства, украшали мозаиками Клуб моряков (ныне театр имени Б. Лавренева) в Севастополе, санаторий в Судаке. С 1948 г. К.А. Прохоров – постоянный участник областных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Он часто выезжал в экспедиции, рисовал и писал строителей всесоюзных строек: Северо-Крымского канала, Енисейской и Братской ГЭС. Героями их этюдов, на основе которых уже в персональной мастерской создавались большие картины, были люди труда, мужественно осваивавшие просторы великой Родины.
Почти тридцать лет жизни Константина Александровича ‒ с 1946 по 1974 годы ‒ связаны с Крымом, где он учился, а затем преподавал в художественном училище имени Самокиша, в 1955 – 1965 гг. возглавлял областную организацию Союза художников СССР. Однако противозаконную передачу Крыма в состав Украинской ССР с последующей украинизацией художник так и не принял, и в 1974 г. вместе с семьёй переехал в село Орудьево Дмитровского района Московской области, где жил и творил до конца своих дней, принимая деятельное участие в культурной жизни древнего русского города Дмитрова.
Картины Константина Александровича Прохорова узнаваемы, он работал в своей неповторимой индивидуальной манере. Яркая, звучная палитра красок, тонкая передача воздушной среды и солнечного света отличает его крымские произведения, в том числе и «Артековскую бухту».
Картина была написана в 1953 году, во время пребывания художника в очень им любимом доме творчества на бывшей даче К.А. Коровина «Саламбо» в соседнем Гурзуфе. Возрождению этой дачи как пристанища художников в тяжёлые послевоенные годы немало способствовал видный советский художник-маринист и общественный деятель Иван Филиппович Титов, основавший в 1949 г. секцию маринистов при Союзе Советских художников. По инициативе Титова в Гурзуфе проводились ежегодные слёты советских маринистов и, надо полагать, именно от Ивана Филипповича Прохоров позаимствовал многие приёмы в изображении морской стихии. И на первом плане картины «Артековская бухта» мы видим освещённые солнцем, переливающиеся разными оттенками волны морского прибоя, ударяющиеся о прибрежные камни. Далее – узкий галечный пляж, по которому идёт группа пионеров во главе с вожатой. Задний план полотна слева занимают скалы Адалары, Шаляпина и Пушкина. От Пушкинской скалы вверх тянется зелёный массив великолепного парка бывшего имения «Суук-Су» О.М. Соловьёвой (однофамилицы основателя «Артека»), где среди деревьев белеет роскошный дворец в стиле неоренессанса, построенный в 1900–1903 гг. по проекту знаменитого ялтинского архитектора Н.П. Краснова. (Ныне в этом здании расположены библиотека и музей «Артека», а также музей космонавтики). Наконец, вдали виднеется синяя полоска горного массива Гурзуфской яйлы. Словно напоённая солнечным светом и летним воздухом, картина Прохорова погружает нас в мир юности, светлых мечтаний и безоблачных надежд. Однако стоит отметить, что в Алупкинском музее-заповеднике хранится лишь второй её авторский вариант. Первый же вариант размером 1,2х2 см был подарен пионерами «Артека» первому премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру, когда тот с 7 по 23 июня 1955 года вместе со своей дочерью Индирой Ганди совершал большой визит в Советский Союз. Сам Константин Александрович вспоминал об этом так: «В 1955 году, после своего пребывания в Москве с официальным визитом, Джавахарлал Неру и Индира Ганди на двухмоторном самолёте приземлились на аэродроме в Симферополь. В составе встречавшей крымской делегации был и я. В то время я руководил Крымским областным Союзом художников. Первый секретарь обкома Полянский предложил мне подарить картину великим гостям.

источников.
Предполагалось, что «большие гости» посетят знаменитый пионерский лагерь «Артек» ‒ целый город для детей самых разных национальностей из многих стран мира, приехавших в летний период на отдых в Крым.
По предварительному плану, после торжественной встречи гостей пионеры вынесут и подарят им мою работу. На подготовку картины к дарению оставался один день!
Ночью, буквально с постели, подняли столяра, нужно было сделать новую багетную раму, лучшего качества и размером 1,2 м на 2 м. Затем нужно было сделать футляр, похожий на большой планшет, внутри обшить белым шёлком, сверху дерматином. Ночь прошла в трудах над подарком, а уже утром мы все на автобусах выехали в Артек.
Место, где проходила церемония вручения, как раз и было изображено на моей картине». 1
Итак, первый вариант «Артековской бухты» в 1955 году «уехал» в Индию. Второй же вариант, меньшего размера (90х190 см), приобретённый Дирекцией художественных выставок Украинской ССР, спустя год был передан в Крымский музей изобразительных искусств в Алупке (с 1960 г. – Алупкинский дворец-музей, ныне – музей-заповедник). В 1979 г. Алупкинский дворец вместе с многочисленной «свитой» посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, и тогда, вероятно, кому-то из его окружения пришла мысль украсить расположенный близ Фороса правительственный санаторий «Южный» некоторыми картинами из собрания дворца-музея. Среди произведений, отправленных в «Южный», оказалась и работа Прохорова, вернувшаяся в Алупку лишь в 1987 году. С тех пор это полотно пребывает в музее безвыездно.
Ю.Е. Трутенко, зав. научно-исследовательским отделом экспозиций
ГАУК РК «Алупкинский музей-заповедник»
1Прохоров К.А. Крым – близкое и далёкое. – Симферополь: ООО «Фирма «Салта» ЛТД», 2022. – С. 99.