В декабре 2022 года отмечалось столетие создания Союза Советских Социалистических Республик. Рупором страны стал богато иллюстрированный журнал «Советский Союз», основанный по инициативе Максима Горького. Журнал печатался на многих языках, имел широкое распространение, номера выходили раз в месяц.
В одном из номеров напечатали небольшую заметку с фотографией жительницы Алупки Тамары Марьиной (1925—1994 г.), несколько её скульптурных работ представлены на «Поляне сказок» (Ялта). В детстве она посещала художественную студию при Алупкинском дворце-музее, и академик живописи Н.С. Самокиш хвалил её карандашные рисунки.
В отделе культуры журнала «Советский Союз» двадцать шесть лет (1963—1989 г.) проработал классик советской фотографии Владимир Лагранж (1939—2022 г.), будущий лауреат национальной премии «Золотой глаз России» (2002 г.).
Он работал в технике чёрно-белой фотографии, с большой симпатией отражал труд и быт рабочих, интеллигенции, крестьянства. Его творчество охватывает значительный отрезок истории СССР от хрущёвской «оттепели» до распада государства.
Истоки творческого пути Мастера связаны с Алупкой, куда он впервые приехал в 1946 году. Мне выпало счастье беседовать с Лагранжем по скайпу, он вспоминал Крым, сравнивал по красоте ландшафтов с средиземноморским островом Капри. Называл алупкинские адреса, где в юности бывал с бабушкой, художницей Маргаритой Руфиновной Судковской—Лагранж (1884—1972 г.). Мастер прислал на мой электронный адрес копии со своих фотографий, выполненных в Алупке и Мисхоре летом 1956 года, фотографии из семейного архива и два алупкинских этюда бабушки.
Свои первые профессиональные фотографии он сделал на Южном берегу Крыма в семнадцатилетнем возрасте. Сдал их в издательство ИЗОГИЗ и в 1957 году они вышли отдельным набором из 12 открыток. На одной из фотографий зафиксировал с борта катера прибрежную часть Воронцовского парка, на других фотографиях Пастушьи скалы у горы Крестовой и морской прибой.
Любовь к Алупке он унаследовал от бабушки, Маргариты Руфиновны Судковской, по мужу Лагранж, в справочниках обычно её обозначают двумя фамилиями. После смерти отца, академика живописи, мариниста Руфина Гавриловича Судковского (1850—1885 г.) осталась сиротой. После второго замужества матери (1889 г.) стала приёмной дочерью академика батальной живописи Николая Семёновича Самокиша (1860—1944 г.). Продолжение следует…
Автор: старший научный сотрудник ГАУК РК “Алупкинский музей-заповедник”, Надежда Ковалевская.