«Большая тройка» Бориса Косарева (к 80-летию Ялтинской конференции)

                                

Борис Косарев появился на свет 29 октября 1911 года в живописном городке Одоев, что в Тульской губернии. Отец его, Максим Косарев, служил матросом Балтийского флота и однажды перевез В. И. Ленина через Ботнический залив, когда тот скрывался в Разливе. Когда Борису исполнилось четырнадцать лет, отец подарил ему фотоаппарат, что стало поворотным моментом в его жизни. Юноша был погружен в мир фотографии, запечатлевая каждодневные моменты жизни своей семьи и окружающего мира.

В конце 20-х годов семья Косаревых переезжает в Москву, и 16-летний Борис начинает работать штамповщиком на заводе «Электросвет» им. П. Н. Яблочкова. В это же время юноша поступает на курсы фоторепортеров при Обществе друзей советского кино (ОДСК) – Русское фотографическое общество (РФО). Юный Борис Косарев продолжает много фотографировать и показывать свои фотоработы в различных редакциях газет и журналов. Вскоре его снимки начинают печатать в популярной ежедневной газете «Вечерняя Москва».

На протяжении нескольких лет Борис работал фотокорреспондентом, исполняя редакционные задания в Москве и окрестностях, часто отправляясь в командировки. В начале 30-х годов он стал штатным фоторепортером журналов «Наши достижения», «Рабис», «Кино и жизнь» и газеты «Северный путь».

В 1932-1933 годах, будучи фоторепортером агентства «Союзфото», Косарев получил должность ответственного фотографа на строительстве Балхашстроя, создавая пейзажи и портреты жителей Средней Азии, которые печатали в советских изданиях. К этому времени Борис уже стал известен, его работы публиковались во всех основных газетах СССР.

В 1937 году его приглашают на должность официального фотографа при Совете Министров СССР. Не расставаясь с фотокамерой, Борис отправляется на правительственные задания, запечатлевая ключевые события той эпохи. Однако самая памятная командировка произошла в конце 1944 года, когда Косарев был отправлен в Крым для съемки исторической Ялтинской конференции, собравшей лидеров США, Великобритании и Советского Союза. В его архиве — знаменитые кадры Большой Тройки: Сталин, Рузвельт и Черчилль.

Из воспоминаний Бориса Косарева о подготовке Ялтинской Конференции союзных держав в феврале 1945 года:

«12-го декабря 1944 года я получил задание собраться в командировку на интересное и важное задание в качестве фоторепортера, но о цели моей поездки ничего не сообщили, не инструктировали, так что весь день прошел в догадках. Поздно вечером сборный эшелон отошел с товарной станции Курской дороги. Ранним утром на станции Тула я наконец-то узнал маршрут, что направляемся в Крым, на станцию Симферополь… Токмаковский дом отдыха в Мисхоре – это небольшой двухэтажный особняк, во дворе которого размещалось помещение кухни и служебная пристройка. Выше, над Домом Отдыха примыкала другая территория, территория бывшей усадьбы–дворца князя Юсупова. В этой усадьбе предполагалось разместить советскую делегацию.

Американская делегация разместилась во дворце, в Ливадии, английская делегация разместилась в Воронцовском дворце, в Алупке. …Воинские части МВД составили своеобразные гарнизоны, которые несли охрану трассы от Саки до Алупки расстоянием в 117 км. Автотранспорт, связисты всегда дежурили, а летчики на ближайших аэродромах осуществляли прикрытие неба над Южным берегом Крыма. Воды вокруг Черного моря охранял Черноморский флот, прикрывая берег Крыма с моря. Как-то в конце января, меня вызвали к дежурному штаба и попросили заняться кинооператорами, которых прикомандировали для съемочной работы на конференции. Группа операторов состояла из режиссера С. Герасимова, сценариста И. Копалина, администраторов операторов Белякова, Хавчина, Добраницкого, Кричевского, группы осветителей и механиков. Они привезла с собой аппаратуру, несколько новых кинофильмов для демонстрации руководству. Операторы прожили в резиденции два дня – испытывали аппаратуру, делали пробную проявку негативов, знакомились с местностью и объектами. … Я же в это время тоже много снимал, в моем распоряжении была миниатюрная фотоаппаратура Контакс и Лейка, снимал все на пленку американской фирмы «Дюпон». Разъезжая по объектам с водителем на мотоцикле, который был прикреплен за мной я как-то попал в район Ласточкина гнезда. Это был забытый уголок, где в военное время на скале была установлена зенитная батарея, а обслуга размещалась в помещении замка.

…Государственный Алупкинский дворец-музей предназначался, как уже ранее сказано, английской делегации. Северный фасад центрального корпуса строгий и простой по своим архитектурным формам. Его башни с остроконечными куполами, высокими, напоминающими полураспустившиеся цветы дымовыми трубами. Зубцевидные завершения стен прекрасно сочетаются с причудливо изрезанной гордой грядой, вид на который открывается из северного парадного двора.

Совсем иные архитектурные формы и цветовые решения у обращенного к морю южного фасада. Здесь автор проекта дворца применил элементы восточной архитектуры. Глубокая ниша южного входа, сплошь покрытая белым лепным орнаментом и заканчивается двойной узорчатый аркой. Внутри дворца каждая из семи парадных комнат отличается одна от другой своей декоративной отделкой. Большая часть мебели дворца делалась в старое время по английским образцам. Среди скульптурных работ

в Зимнем саду установлена портретная галерея античных философов, залы оформлены фамильными портретами, пейзажами.

Предполагалось, что господин Черчилль, его дочь и господин Иден разместятся во дворце главного корпуса, а остальные члены делегации разместятся в гостевом корпусе».

В послевоенные годы Борис продолжает работать фотокорреспондентом на Красной Площади, создавая галерею портретов советских руководителей. Активно путешествуя по странам Европы, он фиксирует важные события, включая визиты Георгия Маленкова в Англию и выставку в Москве с участием Ричарда Никсона и Дэвида Рокфеллера. С 1960 года Косарев сотрудничает с ведущими газетами, создавая лирические портреты и запечатлевая повседневную жизнь простых советских людей. До последних дней Борис Максимович активно работал, фотографировал, писал рассказы и стихи.

Бориса Максимовича не стало 14 ноября 1989 года. Его сын, Александр Борисович Косарев — советский, российский кинорежиссёр, сценарист, актёр и поэт-песенник оставил после себя богатое наследие в культурной сокровищнице России. Его фильмы и музыка являют собой безмерный талант и уникальное видение мира, вдохновляя молодое поколение на создание собственных шедевров.

Внучка Бориса Максимовича – Мария Александровна Косарева, настоящий Хранитель семейной истории и памяти. Будучи изящной молодой женщиной, Мария Александровна искусно сочетает свою профессиональную деятельность с благородной целью увековечивания памяти деда. Выставки, театральные представления, даже сценарий предстоящего художественного фильма – всё это призвано сохранить историю России, отраженную в судьбе одного человека. В год, отмечающий 80-летие Ялтинской конференции, мы с глубокой благодарностью обращаем наши мысли к тем личностям, благодаря которым мы имеем возможность непосредственно прикоснуться к событиям ушедшей эпохи. Работы Бориса Максимовича позволяют нам не только увидеть, но и ощутить глубину исторических моментов, запечатленных в кадре. Администрация Алупкинского музея-заповедника выражает сердечную благодарность Марии Александровне Косаревой за содействие и поддержку в научно-исследовательской работе.