Экспозиция «Дом графа А.П. Шувалова» в Шуваловском флигеле
В 1847 г. в западной части гостевого корпуса архитектор В. Гунт оборудовал одноэтажный флигель для дочери Воронцовых графини Софьи Михайловны Шуваловой и ее семьи. В отличие от парадных залов дворца, всегда доступных для гостей, в них бывали только очень близкие люди, и сохранялась сугубо интимная, домашняя обстановка. Эти особенности были учтены при создании экспозиции «Дом графа Шувалова». Основу ее составили не выставлявшиеся ранее предметы убранства и личные вещи Воронцовых, Шуваловых, Воронцовых-Дашковых. В шести интерьерах флигеля представлены также произведения искусства, отражающие стилевые особенности жилых помещений дворцов середины XIX века. В разные годы они приобретались музеем из частных собраний специально для этой экспозиции.
В круглой башне находилась Гостиная графа А.П. Шувалова. Стены ее украшены гравюрами французских мастеров XVIII века. Серия «Жизнь Марии Медичи» исполнена по картинам П. Рубенса.
Кабинет А.П. Шувалова раскрывает историю жизни своего владельца. Граф всегда позировал художникам в военном мундире. Адъютантом фельдмаршала князя Паскевича изобразил его в 1848 г. К. Артингер, в 1852 г. кавалергардом — М. Зичи. В 1857 г. Ф. Винтерхальтер создает еще один портрет графа, который известен по фотографии, издавна хранившейся в семейном альбоме Шуваловых.
Шуваловы были коллекционерами и меценатами. В их собрании находились картины западноевропейских мастеров, в том числе великолепная копия «Семейного портрета» А. Ван-Дейка, работы К.П. И А.П. Брюлловых. По проекту А. П. Брюллова в имении Парголово близ Санкт-Петербурга была возведена церковь в готическом стиле, Он же был автором акварельного портрета матери А.П. Шувалова – графини Варвары Петровны, урожденной княжны Шаховской.
Основную часть убранства столовой составляет гарнитур мебели красного дерева, изготовленный в Англии в I -ой пол. XIX века в стиле Чиппендейл. Стол сервирован фарфоровым обеденным сервизом (Мейсен., нач. ХХ в.) и богемским стеклом. В угольной витрине представлен чайный сервиз императорского фарфорового завода эпохи Александра II. На этажерках можно видеть тарелки с гербом Воронцовых — Дашковых и надписью «Алупка». Столовую украшают канделябры и часы (Франция, II пол. XIX в.), пейзажи и натюрморты западноевропейских художников XVIII- XIX вв., цветные эстампы английского художника Уильяма Даниэля с видами Лондона.
Жена графа – Софья Михайловна была особенно привязана к Алупке, и ко всему, что было связано с памятью родителей. От них перешли предметы мебели и множество изящных мелочей, неотъемлемых от жизни матери семейства и светской женщины в эпоху Бидермейер (50-60 гг. XIX в.). Имитация «китайщины» сочеталась с подлинными вещами, вывезенными с Востока: ширмами и вазами-клаузане (перегородчатая эмаль), что и можно видеть на примере убранства этого будуара. Уместным здесь выглядит стеклянный столик-витрина с чайным сервизом «тет – а тет» фабрики Батенина. Стены будуара украшены изображениями родителей и близких родственников Софьи.
Убранство спальни подчеркивает ее интимный характер. Кровать под пологом, мягкие с изогнутыми спинками кресла мастерской Гамбса, туалетный стол у зеркала, фаянсовые кувшин и таз для умывания – все эти предметы были типичными в повседневной обстановке женской спальни XIX в. Здесь же антикварная вещь — бюро-секретер голландской работы XVII в.
В гостиной-портретной размещена целая серия портретов семьи Воронцовых. На них изображены знаменитые представители рода, их близкие и дальние родственники. Наряду с работами известных мастеров представлены и копии, выполненные крепостными художниками. Здесь же экспонируется гарнитур мебели орехового дерева – работа английской мастерской Р.Шератона 30-40-х гг. XIX в. , изделия из стекла, фарфора и бронзы.