Английский фарфор и фаянс
Английский фарфор и фаянс
Выставка экспонировалась в мае 2015 г. в конференц-зале Воронцовского дворца. В двух витринах было размещено 20 произведений из фарфора и фаянса, работы английских керамистов XVIII – начала XX вв. из собрания Алупкинского музея-заповедника. Представленные произведения были исполнены из различных керамических материалов: фарфора, фаянса, каменной массы. Для декора использованы разнообразные техники: роспись, переводная печать, рельеф, золочение.
Английская керамика знаменита произведениями фабрики «Этрурия», основанной в 1769 г известным керамистом Д. Веджвудом совместно с компаньоном Томасом Бентли. Владельцы мануфактуры были восхищены и вдохновлены античной культурой, что отразилось на их продукции. Образцами для изделий стали древнегреческие вазы из коллекции английского посла в Неаполе Уильяма Гамильтона, которые в то время называли этрусскими. Веджвуд работал над усовершенствованием каменной массы. Его каменная тонкая мелкозернистая масса хорошо прокрашивалась в различные цвета, а поверхность полировалась. Из красной каменной массы «roso antico» изготавливали посуду. Из базальтовой массы, которую получали при добавлении порошкообразного базальта, получались копии античных ваз и бюсты. Затем в результате добавления окислов металлов удалось получить яшмовую массу, которая давала широкую шкалу тонов — от светло-голубого до темно-синего. Ее изготавливали с 1781 г. Массу также окрашивали в розовые, желтые, серо-зеленые и лиловые цвета. Изделия не глазуровались, а покрывались рельефом в виде камей, обычно белого цвета из воскового бисквита. Известность получила копия Портлендской вазы (Барберини), выполненная в 1786-1790-х годах из яшмовой массы. Яшмовая масса широко применялась для декоративного убранства интерьера, включая камины.
С Веджвудом сотрудничали художники, архитекторы, художники-любители. Самым известным примером работы художника для производства является сотрудничество Веджвуда и Джона Флаксмана младшего (1755-1826). Дж. Флаксман, сын формовщика, в 11 лет получил премию от Общества искусств, а через три года стал студентом Школы Королевской Академии. В 1700 г. он впервые участвовал в академической выставке, где его работы привлекли внимание Д. Веджвуда. В 1775 г. Флаксман стал выполнять модели для барельефов и эскизы, которые хорошо подходили для белых рельефов на яшмовой массе. В 1787 г. Флаксман отправился в Рим, где провел 7 лет, исполнял модели и эскизы для Веджвуда, некоторые из которых были воплощены на фабрике. В 1776-78 гг. по эскизу Флаксмана на фабрике был исполнен известный барельеф «Танцующие часы» («Танцующие Оры» «The Dancing Hours»). С тех пор и по сей день изображение часто повторялось в различных размерах для декора разнообразных изделий. В собрании Алупкинского музея-заповедника имеется ваза из яшмовой массы с белым рельефом с изображением восьми женских фигур, облаченных в пышные драпировки. Рельефный декор вазы воспроизводит известный барельеф Флаксмана «Танцующие часы» («Танцующие Оры»), который олицетворяет дневное время суток.
Группу произведений на выставке составлял стаффордширский фаянс, декорированный переводной печатью. Тонкий и прочный, белый английский фаянс стал дешевым заменителем фарфора, подходил для массовой продукции. На выставке было представлено несколько блюд, исполненных во II половине XIX в. Рисунки, которые наносились на изделия в технике печати, были зарегистрированы в английском патентном бюро. Представляет интерес блюдо с изображением памятника М.С. Воронцова в Одессе. Памятник был установлен в 1863 г. на Соборной площади по проекту Фридриха Бруггера. Блюдо было исполнено фабрикой «Веджвуд и компания» в 1867 г. Этот рисунок повторялся часто на изделиях английских и русских заводов.
Достижения керамической отрасли Британии внедряли в производство в России. Английскому фаянсу подражали, изготавливая посуду «на английский манер». Фабрики «Товарищества М. С. Кузнецова» приобретали английские деколи и рисунки, среди которых имелся «Памятник князю М.С. Воронцову в Одессе».
Старший научный сотрудник
ГАУК РК «Алупкинский музей-заповедник»
О. А. Васильева.