Памяти Марии Александровны Меркульевой (1904—1996) к 120-летию со дня рождения

   Почти сорок лет художница прожила в Алупке. В разные годы адреса менялись: жила на улице Розы Люксембург, 16 в густозаселённом доме. Выйдя замуж за архитектора В.А. Клименко, переселилась в домик около Большого хаоса, где оборудовала маленькую художественную мастерскую на веранде. В 1970-е получила квартиру на улице Зелёной (Сурикова), а в 1985-м вместе с внуком Андреем переехала в Балаклаву.

   К сожалению, имя М.А. Меркульевой почти забыто и совсем немного её работ хранится в крымских музеях, но на временных выставках в Алупкинском музее-заповеднике её пейзажи и натюрморты экспонируются часто.

   Родилась Мария Александровна в столице Российской империи, в блистательном Санкт-Петербурге. Поступила в городскую гимназию в 1910-м. Гимназия была основана в 1805 году по распоряжению императора Александра I и находилась на улице Казанской, вблизи Невского проспекта. Она застала ещё «деревянный» Невский проспект, выложенный шестигранными плашками. Мария училась больше положенного и окончила в 1922 году советскую трудовую школу №37, открытую в бывшем здании гимназии. Существовали разнообразные кружки на любой вкус, а Мария с детства тяготела к изобразительному искусству. В 1923 поступила в Ленинградский художественно-промышленный техникум на монументальное отделение. Позже училищу присвоят имя великого В.А. Серова. Преподавал Марии живопись известный художник, входивший в Общество художников имени А.И. Куинджи, Владимир Александрович Кузнецов (1874—1960).

  Закончив техникум в 1926-м и обладая хорошими навыками черчения, работала в книжных издательствах, помогала мужу в работе над его дипломом.

  Понимая, как молодой советской республике нужны инженерные кадры, поступила на отделение физики в 1931 году. Но полуголодные детство и ранняя юность, пришедшиеся на время войн и революций, спровоцировали развитие туберкулёзного процесса. Она переезжает в Крым, поступает на работу в Ялтинское отделение «Крымхудожник», вступает в профсоюз «Рабис», успешно выставляет картины на тему приезда в Крым В.М. Молотова и Максима Горького.

   В годы Великой Отечественной войны находилась в Крыму, вынужденно писала на продажу пейзажи, а после освобождения Алупки 16 апреля 1944 года поступила в Алупкинский дворец-музей. Выполняла роль экскурсовода и реставратора — вместе с алупкинским художником В.М. Новиковым (1880—1967) реставрировала Ситцевую гостиную к Крымской (Ялтинской) конференции.

  В довоенные годы архитектором в Алупке был Владимир Александрович Клименко, с Меркульевой после войны они поженились и некоторое время работали в Алупкинском дворце-музее. Он был внуком известнейшего художника Н.Г. Шильдера (1828—1898), с чьей картины «Искушение» (1857) началось комплектование всемирно известной Третьяковской галереи. В семейных альбомах родственников В.А. Клименко сохранилось много фотографий М.А. Меркульевой, но особенно интересна та, где она пишет «Портрет Сталина в Крыму» (1950) на фоне виноградника. Портрет не был её излюбленным жанром, но заслуживает особого упоминания портрет В.М. Новикова из собрания Симферопольского художественного музея. Многие работы из-за скудости художественных материалов она писала на плохо загрунтованном холсте, поэтому быстро возникали осыпи красочного слоя, и тогда художница наносила новые мазки и ставила рядом вторую дату – время обновления картины.

  Из алупкинского собрания особой свежестью отличается работа «Зима наступает», где внизу господствует золотая осень, а с гор веет уже зимним холодом. Получилось своеобразное столкновение сезонов года.

  Как оказалось, о М.А. Меркульевой нет больших публикаций, и мы выражаем сердечную благодарность кропотливому историку крымского изобразительного искусства Н.И. Гаврилюку, чей материал лёг в основу данной статьи.

Старший научный сотрудник музея Ковалевская Н.А.