Десятого июля по новому стилю 1874 года в Смоленской губернии родился С.Т. Конёнков, будущий лауреат Сталинской и Ленинской государственных премий, Народный художник СССР. Предки его происходили из крепостных, но сумели выкупиться и стать крепкими хозяйственниками. Под стать им, Семён Тимофеевич обладал крупной фигурой, красивыми сильными руками, проницательными глазами и феноменальной работоспособностью. К слову сказать, он стал официально пенсионером, как только почувствовал физическую слабость — в 96 лет.
Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у больших мастеров С.И. Иванова (1828—1903) и у С.М. Волнухина (1859—1921). А после поездки в Западную Европу для ознакомления с произведениями искусства, поступил и окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где учился у признанного мэтра В.А. Беклемишева (1861—1919). Наступало революционное время, и С.Т. Конёнков создал диплом на тему Самсона, разрывающего цепи. Диплом он получил, но скульптуру тут же во дворе Академии разбили. Завершился дореволюционный период творчества путешествием в Грецию и Египет.
Первые годы в обновлённой России принесли необыкновенный подъём и всплеск энтузиазма. И С.Т. Конёнков с головой погружается в работу: принимает участие в ленинском плане монументальной пропаганды, основывает Московский профсоюз скульпторов и преподаёт во Вхутемасе.
Как самого маститого скульптора молодой республики С.Т. Конёнкова в 1923 году по распоряжению наркома просвещения А.В. Луначарского направляют в США. По пути за рубеж он останавливается в Италии и посещает Максима Горького. На тот момент скульптор выполнил огромный диапазон работ: фигуры участников революции 1905 года и народного бунтаря Степана Разина; греческий цикл скульптур; рабочие и крестьяне — строители социализма; портреты деятелей культуры, искусства и науки; герои сказок и народных поверий. В США, где супруги Конёнковы проведут более 20 лет, Сергей Тимофеевич приступит к библейским темам и к образу Христа. Их квартира в Нью-Йорке становится модным интеллектуальным салоном, где бывают писатели и учёные с мировым именем. Жена скульптора, Маргарита Ивановна Конёнкова (1895—1980) легко поддерживала разговоры на любые темы, поскольку с детства владела несколькими иностранными языками. Благодаря её дружбе с Альбертом Эйнштейном и «отцом американской атомной бомбы» Р. Оппенгеймером (1904—1967), ей удаётся многое выяснить и передать руководству СССР ценные сведения о новейшем атомном оружии.
За большие заслуги перед Отечеством за Конёнковыми прибыл в 1945 году корабль, на котором на Родину они вывезли все скульптурные работы.
До середины 1980-х в собрании Алупкинского дворца-музея не было работ великого мастера. Но в 1987-м широко отмечался юбилей города Ялты — прошло ровно 150 лет со дня обретения ею статуса города. В Выставочном зале Союза художников УССР проходила крупномасштабная выставка, на которую СССР направил из разных собраний произведения лучших мастеров. Потом недолго экспонаты находились в местном музее, а затем были перенаправлены в Алупкинский дворец-музей. Особую ценность из поступившего имеет портрет великого классика русской литературы, драматурга Александра Николаевича Островского (1823—1886). Летним днём 18 июля 1860 года А.Н. Островский посетил Алупку и православный храм, беседовал со священником отцом Никандра (1818—1884).
Старший научный сотрудник музея Ковалевская Н.А.