Александр Михайлович Топанов – поэт, драматург, просветитель и общественный деятель, стал одним из зачинателей хакасской национальной литературы и театрального искусства. Личность Топанова, представляющего первое поколение хакасской интеллигенции, бескорыстно и преданно служившей своему народу, вызывает искренний интерес не только у потомков и исследователей, но и у широкого круга читателей.
Родился Александр Топанов 27 сентября 1903 года. Его детство прошло в селе Усть-Фыркал, мать ушла из жизни через восемь месяцев после рождения сына. Однако маленький Саша или как его называли в семье – Шурик, не знал недостатка в заботе: его окружали внимание отца и доброта приемной бабушки Анастасии Сергеевны Даниловой. Будучи ребенком, он всегда был прекрасно одет и обладал игрушками, о которых его сверстники могли лишь мечтать.
Отец будущего поэта, Михаил Топанов, в момент, когда к стране пришли вести о революционном перевороте и свержении царя, исполнял обязанности волостного старшины. В селе были созданы отряды для борьбы с белыми, и Михаила Павловича, как и местного полицейского исправника, арестовали и поместили под охрану. По воле судьбы он стал врагом новой власти, в то время как его братья, Епифан и Фёдор, стали жертвами белого террора. По свидетельствам очевидцев, Михаил Топанов ушёл в составе отступающих отрядов, не смев встречать судьбу иначе.
Михаил Топанов стремился обеспечить своему единственному сыну Александру достойное образование. После окончания сельской церковно-приходской школы он направил его в Красноярское духовное училище, с надеждой на дальнейшее обучение в семинарии, но судьба распорядилось иначе.
Хакасия начала ХХ века являла собой отдаленную точку российской периферии, обуреваемую неразвитыми образовательными традициями. На ее просторах, составлявших тогда часть Минусинского уезда, лишь единичные учебные заведения предлагали свои услуги, но качество преподавания оставляло желать лучшего. Состоятельные хакасы, стремясь обеспечить своим детям достойное образование, нередко отправляли их в более крупные и прогрессивные города: Красноярск, Новосибирск, Томск, Бийск и другие. Здесь, вдали от родных мест, юные умы могли постигать свет знаний и развивать свои таланты, омытые атмосферой творческих открытий и новых возможностей. Сложившаяся система образования в Хакасии в те времена не только ограничивала потенциал молодых людей, но и формировала особое отношение к знаниям, пробуждая в родителях стремление дать детям шанс на лучшее будущее.
После завершения церковно-приходской школы в 1914 году Шурик был направлен в Красноярское духовное училище. С ранних лет ему были знакомы и близки церковные ритуалы, домашние и церковные моления, а также душевное церковное пение – всему этому его учила бабушка Анастасия Сергеевна, которая также вводила внука в мир светской литературы и научила его читать. Шурик с детства свободно владел двумя языками – хакасским и русским, что сыграло немаловажную роль в его поступлении в училище.
События 1917 года не дали Александру завершить обучение в духовном училище и вместе с однокурсниками из родного села он вернулся домой.
С установлением советской власти в 1920-е гг. наступили непростые времена. Проводившаяся партийными органами среди хакасской интеллигенции идеологическая работа практически не оставляла шансов сохранить принадлежность к православию или шаманизму. Учителей активно привлекали на советско-партийную работу, постоянно требуя повышения идеологических и политических знаний. Этой участи не избежал и А. М. Топанов.
Для открытия национальных школ не хватало педагогов, и все образованные люди требовались в области народного просвещения. После завершения трёхмесячных курсов для учителей в Минусинске Александр Топанов начал свою карьеру в роли учителя начальных классов в школе села Усть-Фыркал. По вечерам молодой педагог спешил в волостной дом для репетиций или организации концертов. В воспоминаниях своих первых учеников Топанов запомнился как весёлый, добрый и отзывчивый человек. Он всегда старался помочь другим. Например, когда у бедного Кокова Тапчы погибла лошадь, работавшая на Ширинском курорте, он щедро подарил ему свою кобылу, которая осталась ему от отца. В те годы работа в школе была довольно трудной: местные жители иногда не понимали важность образования, испытывался дефицит учебников, бумаги и ручек, не существовало алфавита на родном языке, а дети часто голодали.
Позже Александр вступил в добровольческий конный эскадрон, а затем становится командиром отряда ЧОН. Через год после расформирования части, Топанов в Усть-Фыркале работал секретарём сельсовета, председателем местного общества потребкооперации. В 1924 г. А. М. Топанов совместно с сельской молодёжью организовал кружок художественной самодеятельности.
В 1927 г. волей судьбы он оказывается в с. Усть-Абаканское (ныне город Абакан). Известные хакасские просветители Т. Н. Балтыжков, К. К. Самрин, Н. Г. Катанов, А. Н. Спирин в то время работали в Хакасской литературно-издательской коллегии при ОНО по изданию художественной и учебной литературы. Топанову было поручено переводить литературу с русского на хакасский язык. В переводческой деятельности к тому времени А. М. Топанов выработал неплохие навыки: в работе драматического кружка ему постоянно приходилось обращаться к произведениям русской классики, переводя их на хакасский язык.
Сотрудники Литературно-издательской коллегии активно участвовали в подготовке первых номеров газеты «Хызыл аал», начавшей выходить с 1927 г. Газета выходила еженедельно, и в первых ее номерах увидели свет первые литературные произведения А. М. Топанова. Через газету «Хызыл аал», кроме идеологической, велась большая просветительская работа. И первые поэтические «ласточки» Топанова тесно связаны с его просветительской деятельностью: он вёл беседы с читателями о необходимости учиться грамоте, получать образование, о необходимости создания словаря.
В 1927–1929 годы А. М. Топанов работает в Москве, в Центральном издательстве народов Востока СССР, где он руководил хакасской секцией литературного издательства. У Топанова осталось много прекрасных впечатлений от московской жизни, от знакомств с новыми людьми, от посещений столичных театров, от увиденных спектаклей. Все это питало творческую натуру молодого хакасского писателя. Книг на хакасском языке, готовых к изданию, практически не было. Также он стал пионером в издании художественной литературы на хакасском языке: в 1928 г. опубликовал сборник стихов «Ыр пiчии» («Книга песен») и свои первые пьесы.
В начале ноября 1932 г. в Абакане на квартире А. М. Топанова состоялось совещание, на котором обсуждался вопрос о возобновлении работы «Союза сибирских тюрок» – организации, выступавшей «за объединение 3-х южно-сибирских народностей в одну автономную социалистическую республику. В инициативную группу данной организации наряду с К. А. Майтаковым (руководитель), А. Т. Шулбаевым вошел и А. М. Топанов. Данная организация преследовала цель добиться «кардинального улучшения жизни коренного населения Южной Сибири». В 1934 г. начались массовые аресты представителей национальной интеллигенции Хакасии, Ойротии и Шории. Участникам «Союза сибирских тюрок» инкриминировался заговор, а руководителей организации – К. А. Майтакова, Н. А. Аёшина, И. И. Кокова, А. М. Топанова – обвинили в том, что «принимали практические меры к установлению связи с японским консульством в г. Новосибирске». А. М. Топанов, писатель, автор и участник издания первых книг на хакасском языке, как и другие просветители и культурные деятели, обвинялся в контрреволюционной деятельности, в искажении переводного материала.
Позже, в своей автобиографии Топанов пишет: «В апреле месяце 1935 г. меня там же привлекли к ответственности как якобы скрывающегося соучастника уже осужденной националистической группы хакасов, и было дано 3 года лагерей. По кассационной жалобе мне наказание снизили до 2 лет и для отбытия такового я был направлен в детколонию в качестве воспитателя-педагога и одновременно выполнял работу юрисконсульта». Осенью 1939 г. Топанов вернулся в Хакасию. По возвращении на родину в 1940 г. он был задержан, но, когда представил документы об отбытии наказания, через три дня был освобождён.
С 1940 г. Топанов был принят на работу в театр, и с этого момента он активно включается в культурную жизнь области, постепенно возвращаясь к творческой деятельности.
С 1931 по 1947 годы был актёром и первым художественным руководителем Хакасского национального театра, который позже был назван его именем.
В 1948 году по состоянию здоровья переехал в Крым. Здесь также не оставлял литературных трудов, увлекался биографией и творчеством А.П. Чехова.
10 января 1959 года не стало хакасского драматурга Александра Топанова и был похоронен на Слободском кладбище в Алупке.
А. М. Топанов, наряду с такими выдающимися личностями, как Т. Балтыжаков, Т. Бытотов, А. Казанаков, В. Кобяков, К. Майтаков, К. Самриным и множеством других представителей первого поколения хакасской интеллигенции, сделал значительный вклад в дело просвещения своего народа. Его стремление было ясным и глубоким: он мечтал о том, чтобы его народ стал образованным, считая, что лишь посредством знаний можно открыть новые горизонты. Образование, по его мнению, не только расширяло сферу деятельности, но и позволяло хакасам прикоснуться к богатству культур других народов. Топанов верил, что, обогащая себя новыми знаниями, его народ может не только воспринять наследие и мудрость иностранных культур, но и презентовать миру свою уникальную идентичность. В этом взаимодействии культур он видел путь к гармонии и взаимопониманию, к тому, чтобы хакасы заняли достойное место в многообразном мире, обогащая его своей самобытностью и духовным наследием.
Таким образом, даже несмотря на значительное расстояние между Хакассией и Республикой Крым, на самом деле у них есть гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд и Дни Хакассии проводимые в Республике лишь подтверждают это.
Как и наши соотечественники, мы чтим память Александра Степановича и ценим его вклад в литературное наследие России.
Государственное автономное учреждение культуры Республики Хакасия Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова