Основная экспозиция Массандровского дворца
Постоянно действующая экспозиция Массандровского дворца Александра III.
Постоянно действующая экспозиция Массандровского дворца Александра III.
В оформлении центрального вестибюля использованы элементы романской архитектуры X – XII в.в.: низкий вход, сводчатые перекрытия, толстые метровые стены и узкие, похожие на бойницы средневековых замков, окна. Массивная пологая арка разделяет вестибюль на две части. Некоторую суровость помещения смягчают панели, облицованные светлыми майоликовые изразцами с кобальтовой росписью, выполненные в холодных голубых тонах, зрительно расширяющих небольшое пространство. Изразцовая плитка в интерьерах в конце XIX в. являлась новаторским приемом в архитектурной практике.
В первоначальной отделке художественная роспись потолка гармонично сочеталась с цветом панелей. Помимо стилизованного орнамента, в росписи панелей включены букеты цветов, выполненные с натуралистической точностью. Всю работу по изготовлению майоликовых изразцов для дворца выполнял бывший ученик М. Месмахера – Эмиль Кремер. Дворец был предназначен для летнего отдыха, поэтому отделка вестибюля должна была создавать ощущение прохлады, которое усиливало оформление пола, выложенного метлахской плиткой, и решение окон, декорированных цветными стеклами.
Бильярдная оформлена с использованием мотивов английского Возрождения. В лепном узоре потолка использованы элементы стиля «тюдор» (мастер Жилкин). Угловой камин в «викторианском» стиле –главная архитектурная деталь интерьера. Он декорирован резьбой по дереву, топка камина — из чеканной черненой меди (завод Карла Винклера, С.-Петербург). Для украшения дверей архитектор применил сложные техники обработки дерева: рельефную резьбу, инкрустацию, выжигание с подкраской. В экспозицию бильярдной включены произведения русских художников второй половины XIX в. Авторы этих картин работали по заказу членов царской семьи.
Александр III был увлеченным коллекционером русской живописи, на основе его коллекции в Петербурге в конце XX в. был создан Русский музей. При входе в бильярдную комнату на стене слева представлено полотно Вильгельма Котарбинского «Песнь невольниц».
Сюжет картины навеян античной историей Италии. У художника отсутствует психологическая трактовка сюжета. Автор выделяет живописный строй, колорит. В этом зале также представлены два живописных произведения из коллекции царской семьи «В окрестностях Алушты» Владимира Орловского и «Подземная галерея в Эллоре» Василия Верещагина» (слева от двери).
Из бильярдной дверь ведет в парадную столовую.
Интерьер столовой оформлен в традициях средневековых замков Франции и напоминает рыцарский зал. Стены украшены дубовыми панелями с рельефной резьбой в стиле «барокко». На стенах и потолке сохранились фрагменты многоцветных фресок (мастер Салтыков). В экспозиции зала воссоздана обстановка столовых комнат рубежа XIX –XX в.в.
Камин у северной стены оформлен в стиле французского Ренессанса.Портал камина облицован майоликовыми изразцами в технике подглазурной росписи. В главной части столовой архитектор сделал акцент на встроенные выставочные буфеты. Их украшают изделия из фарфора работы русских и западноевропейских мастеров XIX в. Обжитость этому помещению придает обеденный сервиз, изготовленный на фарфоровой мануфактуре М. С. Кузнецова.
На второй этаж в жилые комнаты царской четы ведет винтовая лестница южной башни дворца.
Поднявшись по ней посетитель оказывается в приемной Ея Императорского Величества, Императрицы Марии Федоровны.
Это небольшое помещение привлекает своей нарядной изысканностью: высокие дубовые панели, мягкие формы дверных рельефов, сложный резной десюдепорт (наддверное украшение). Он декорирован объемной резьбой в виде декоративной гирлянды фруктов. Эта великолепная отделка делает приемную императрицы похожей на изящную деревянную шкатулку. Лепнина потолка характерна для стиля «рококо». Связующим элементом между покоями императора и императрицы служил коридор.
За коридором следует Приемная Его Императорского Величества. Декоративное убранство зала решено в традициях стиля «жакоб». Встроенный книжный шкаф, зеркало-трюмо, трехгранный тамбур, панели, выполненные из красного дерева, создают торжественное единство интерьера.
На полках книжного шкафа выставлены поздравительные адреса, полученные Императорской семьей по случаю серебряной свадьбы Александра Ш и Императрицы Марии Федоровны (28 октября 1891 г.). Два адреса на немецком языке – от немецких обществ Москвы и Петербурга, один адрес – на русском языке, от латышских обществ. Резное дерево, сложный узор из металлических накладок, тисненая кожа, тонкая акварельная роспись делают их подлинными произведениями искусства.
Рядом с приемной Императора находится кабинет Александра III. Это самый большой зал из покоев II-го этажа. Северная часть кабинета акцентирована прямоугольной аркой.
Ее обрамление, панели и двери выполнены из орехового дерева. Торжественность залу придает лепное оформление потолка с центральной розеттой и сложным узором. Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства характерны для дворцовых интерьеров рубежа XIX – XX в.в. Четыре кресла в стиле «ампир» были изготовлены по эскизам известного архитектора Монферрана для гарнитура вдовы императора Павла I. Стены кабинета украшают портреты членов императорской семьи. Слева и справа от деревянной арки – изображение Императора Александра Ш верхом на коне (художник В. Сверчков). По другую сторону – портрет его супруги – императрицы Марии Федоровны (художник В.Маковский).
В центре ниши находится мраморный бюст Императора Александра II.
После осмотра императорского кабинета вы проходите в Спальню. Этот зал расположен в центре второго этажа. Спальня в проекте архитектора — связующее звено между мужским и женским кабинетами. При оформлении этого зала архитектор использовал элементы стиля «рококо». Окна выходят на большой, некогда открытый балкон с колоннами. Интерьер спальни оформлен как комната отдыха. Гостиный гарнитур выполнен по заказу царской семьи в 60-е г.г. XIX в. в мастерской известного мебельщика Г. Гамбса. В глубине ниши – копия с картины Рафаэло Санти (Рафаэля) «Мадонна в кресле». Декоративные панно органично вписались в интерьер зала. Они были созданы Адольфом Шарлеманем в духе галантных сцен 18 в. для царского дворца в Ореанде.
Рядом расположен кабинет Императрицы, куда Вы можете пройти после осмотра спальни. Декор кабинета выполнен в стиле классицизма. Прямоугольные плоскости стен акцентированы невысоким рельефным багетом.
В центре восточной стены расположен камин темно-коричневого мрамора с парными жирандолями (подсвечниками). В экспозиции представлен мебельный гарнитур XVIII в. работы русских мастеров. На тумбах — подставках — парные декоративные вазы из фарфора XIX в. -изделия фарфоровой мануфактуры г. Мейсона (Германия).
В кабинете размещены живописные портреты членов семьи императора Павла I. Это прекрасно исполненные копии конца XVIII-нач. XIX в.в. с картин кисти Александра Рослина, А. Ризенера, Джорджа Доу.
В отделке верхнего вестибюля этого зала заметен синтез различных архитектурных стилей. Элементы входящего в то время в моду стиля «модерн» прослеживаются в лепной розетте потолка, в оформлении тамбура. Зеркало с консолью и вешалка – необходимые атрибуты прихожих. Привлекает внимание встроенная дубовая вешалка. В ее отделке использована глубокая резьба и выжигание.