С глубоким уважением мы вспоминаем сотрудников музея, павших на полях сражений Великой Отечественной войны

В Парадной столовой Воронцовского дворца обновлена стендовая экспозиция, посвященная 80-летию Великой Победы. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник отдает дань памяти сотрудникам, сражавшимся в рядах «Музейного полка». С глубоким уважением мы вспоминаем сотрудников музея, павших на полях сражений Великой Отечественной войны. Веря в неминуемую Победу и светлое будущее, они, рискуя жизнью, защищали Родину, били врага и тем самым подарили нам светлый праздник Великой Победы. Были и те, кто остался на рабочем месте и всеми силами оберегали музейные сокровища, предвидя, что послевоенное время вновь откроет двери музея для посетителей со всех уголков Советского Союза. Их подвиг навсегда вписан в историю музея, как пример высочайшего патриотизма и преданности своему делу. Экспозиция представляет собой документальное свидетельство их вклада, основанное на архивных материалах и фотографиях, отражающих самоотверженность музейных работников в годы тяжелейших испытаний.

Сергей Дмитриевич Коцюбинский родился в 1909 году в Ейске, в семье учителей. В 1932 году судьба привела его в Крым, в Алупкинский дворец-музей, где он стал научным сотрудником. В стенах дворца, он встретил свою любовь – Анну Гавриловну, экскурсовода. В Алупкинском музее раскрылся его талант исследователя. Именно благодаря его сохранившимся статьям мы можем воссоздать картину научной жизни музея 1930-х годов, узнать о результатах археологических изысканий, исторических открытиях и изучении фольклора крымских татар. Сенсационной стала его находка в архиве Ивана Ушакова – неопубликованные рукописи Пушкина, относящиеся к 1827-1830 годам. Итогом этой кропотливой работы стала книга «Пушкин в Крыму», вышедшая в 1937 году.

5 июля 1941 года Коцюбинский был мобилизован. Недолгая служба старшим чертежником в штабе дорожно-эксплуатационного полка сменилась кошмаром Вяземского котла, где он попал в плен осенью 1941 года. Невероятным кажется подвиг его бывших студенток, Елены Нестерович и Ларисы Храпуновой, которые, рискуя собой, добились его освобождения и помогли связаться с советским подпольем. Под псевдонимом «доцент», работая весовщиком на рынке, он выполнял задания подпольщиков. Летом 1943 года Коцюбинский ушел в партизанский отряд. В ноябре 1943 года он был схвачен и в колонне пленных партизан, которых вели на расстрел, сумел передать свои дневники за 1941-1943 годы. На последней странице рукой неизвестного была сделана трагическая запись: «Убит немецкими захватчиками 29 ноября 1943 г.».

Степан Григорьевич Щеколдин (5 мая 1904, Москва — 6 мая 2002, Ставрополь). В юности Щеколдин окончил Александровское коммерческое училище и интересовался искусством. В 1933 году был сослан в Северный край на три года «за контрреволюционную деятельность» – организацию кружка самообразования. После ссылки, в 1937 году, он приехал к жене в Евпаторию, где увлекся историей Южного берега Крыма и впервые увидел Воронцовский дворец, очаровавший его.В 1938 году Щеколдин устроился экскурсоводом во дворец. Когда началась Великая Отечественная война, Степан Григорьевич, ранее уволившись, вернулся в музей. Всеми силами старался сберечь музей от уничтожения.  В декабре 1941 года Щеколдин сумел вернуть уцелевшие 34 ящика с экспонатами в музей из порта Ялты, где семь ящиков с фарфором были разграблены. В период оккупации, с 1942 года, Щеколдин, ставший директором после смерти Анатолия Коренева, получил от немецкой комендатуры пост директора дворца.

При всесторонней помощи молодых ребят Амди Усеинова и Николая Минакова, Щеколдин препятствовал разграблению музея. Ведомство Розенберга выдало ему удостоверение «герра профессора», что позволяло временно защитить дворец от вывоза ценностей в Германию. В 1944 году после освобождения Крыма от оккупации был осуждён на 10 лет за «сотрудничество с оккупационным режимом». Реабилитирован в 1991 году при содействии Д. С. Лихачёва. После освобождения С. Г. Щеколдин поселился в Таганроге, где работал в Таганрогском драматическом театре. После смерти жены её родственники забрали С. Г. Щеколдина в Ставрополь, где он и скончался 6 мая 2002 года.

Администрация Алупкинского музей-заповедника сердечно благодарит ГБУ РО » Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник » за предоставление разрешения на использование материалов и выражает надежду на дальнейшее сотрудничество