Двадцать второго января в России отмечалась памятная дата — 120 лет со дня рождения замечательного писателя Аркадия Гайдара (1904— 1941), чьи книги на протяжении десятилетий вдохновляли подростков на подвиги во славу любимой Родины. В настоящее время книги писателя по-прежнему пользуются читательской любовью и переиздаются. На трагической для многих поэтов и писателей дате — 37 лет — в бою под Киевом Аркадий Гайдар погиб. Чуть менее двадцати лет своей короткой жизни он посвятил писательскому ремеслу. В настоящее время «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Голубая чашка» включены в обязательный список для чтения подрастающего поколения.
Статный красавец с серыми лучистыми глазами, обладавший недюжинной силой и необыкновенным обаянием, он бывал частым гостем в пионерском лагере «Артек». Гайдар очень любил путешествовать по России, любил Крым и с большим удовольствием работал в Ялте. Часто его пути пересекались с писателем Константином Паустовским (1892—1968), который в память о друге написал небольшой очерк «Встречи с Гайдаром». Аркадий Петрович работал над произведениями нестандартно: трудился не за письменным столом, а на ходу, кружа по саду и вслух прорабатывая главы. А когда произведение было закончено, читал свою новую повесть наизусть, страницу за страницей. Друзья-писатели проверяли точность даже по тексту, но Гайдар никогда не сбивался.
Крымский краевед Н.М. Гурьянова выяснила: в Ялте писатель работал над рассказом «Голубая чашка», повестью «Семён Бумбараш» и над сценарием фильма «Судьба барабанщика».
Возможно, к Крыму он относился с особой нежностью по личной причине. В 1924 году он оставил службу в Красной армии и начал работать над своими первыми произведениями. В апреле того же 1924 года он записал: «Приехал в Алупку к маме …и во дворе на раскладной кровати увидел маму, коротко остриженную, худую, — бросил на землю шинель и чемодан и, что-то жалобно крикнув, рванулся к ней. Я стоял на коленях, уткнув голову к ней в одеяло, и она долго гладила меня по волосам своей тонкой, бессильной рукой. Рядом стояли Оля и Катя». То есть, Аркадий в военной форме со своими сёстрами приехал проститься с матерью, Натальей Аркадьевной, умиравшей от туберкулёза в санатории в Алупке.
Мама Аркадия Гайдара была родом из дворянской семьи. С золотой медалью окончила женскую гимназию и вскоре получила диплом фельдшера-акушера. В городе Пржевальске, расположенном вблизи озера Иссык-Куль (старое название города ему возвращено – Каракол), Наталья Аркадьевна работала в системе здравоохранения. Рядом были дочери Ольга и Екатерина, рядом находился Александр Субботин, Председатель Пржевальского уездно-городского революционного комитета, с которым она связала свою судьбу.
В Алупке мама писателя была похоронена. В местной газете 1920-х сохранился список погребённых в Алупкинском парке около Пальмовой аллеи. В списке значится большевичка Субботина. Памятник красноармейцам (авторство приписывается Я.П. Бирзгалу) выполнен из местного известняка в стиле конструктивизм, его венчают каменные шары, вытесанные потомственными каменотёсами Боровковыми. У подножия памятника по сторонам установлены две площадки для пионерского почётного караула.
Старший научный сотрудник Н.А. Ковалевская