Экспозиция «Квартира Дворецкого»
19 сентября 2013 года в Воронцовском дворце состоялось открытие экспозиции «Квартира Дворецкого». Данная экспозиция дополняет представление о жизни усадьбы середины XIX — начала XX веков. Работа в этом направлении велась в течение многих лет. По крупицам собирались дары местных жителей и сотрудников музея, составляющие значительную часть экспонатов. Теперь посетители могут ознакомиться с бытом простых людей, которые обслуживали дворец.
В конце 1840-х годов, после завершения строительства дворца, в алупкинском поместье графа М.С. Воронцова появился значительный штат прислуги. В обязанность ее входило поддержание порядка в господском доме, обслуживание членов графской семьи, бывавших в имении наездами, а также их гостей. Горничные, камердинеры, лакеи, конюхи, кучера и др. проживали в комнатах второго этажа Хозяйственных корпусов.
Традиционно слугами мужского пола руководил дворецкий (мажордом, метрдотель, смотритель). Это была главная фигура в управлении всем домашним хозяйством. Дворецкий до тонкости знал все распорядки, хранил ключи, полностью отвечал за парадную часть дома, столовую и столовое серебро, винный погреб и буфетную.
В его функции входила организация званых обедов, подбор вин и доставка продуктов для кухни. Достоинством дворецкого считалась пунктуальность, тактичность, преданность господам, способность хранить их тайны. Обычно он носил черный фрак, более простого покроя, чем фрак хозяина, белые галстук и жилет. Ежегодный доход дворецких был весьма значительным, и многие из них за несколько лет службы скапливали немалый капитал.
На английский манер дворецких было принято звать по фамилии. Известно, что в разное время у Воронцовых служили Фирсов (1848-1855), Сабаров (1855-1856). При светлейшем князе Семене Михайловиче Воронцове с 1856 по 1881 год дворецким был Волков, получавший в год 720 рублей, не считая пансиона и форменной одежды.
Дворецкому, согласно его положению, полагались лучшие условия проживания. Таковым мог быть небольшой домик на территории имения или отдельная квартира в том же Хозяйственном корпусе.
Помещение, условно названное кабинетом, располагалось над арочным проездом, ведущим на Парадный двор. В единственном окне виден Шуваловский проезд, некогда заплетенный густым плющом, и ажурный металлический мостик, перекинутый между корпусами. Обстановка кабинета лаконична. У южной стены стоит громоздкий диван с высокой спинкой, завершенной деревянной полкой с зеркалом. Такие диваны в начале ХХ века часто встречались в квартирах обывателей. На столе с резными ножками письменный прибор из четырех предметов, включающий подставку, подсвечник, пресс-папье, стаканчик для перьев (камень, металл).
Обычно у дворецкого хранились ключи от жилых помещений. Некоторые образцы старинных ключей от дверей Воронцовского дворца можно видеть в ящике с ячейками для хранения мелких предметов, установленном на столике кустарного производства.
Кроме дворецкого в усадьбах существовала должность управляющего. Южнобережными имениями, в том числе «Алупкой», в 1860-1880-е годы управлял сын садовника Воронцовых К. Кебаха Антон Карлович. Возможно, что это он запечатлен на снимке 1870-х годов (в центре первого ряда) среди служащих майоратного имения. В ту пору Алупка принадлежала светлейшему князю Семену Михайловичу Воронцову (1823-1880), фотографический портрет которого помещен над письменным столом.
У окна копия видовой открытки начала XX века с изображением дворцовой дороги и Старого дома (Азиатского павильона) Воронцовых, перестроенного в 1860-е годы.
В проходной комнате перед кабинетом в трех напольных витринах экспонируются предметы повседневного быта, характерные для конца XIX- первой трети XX вв. На стенах репродукции картин Джорджа Лесли (1835-1921), английского художника, писателя и иллюстратора книг, создавшего в живописи многочисленные образы служанок.
Комната с таким названием традиционно предназначалась для отдыха семьи и приема гостей. Ее обставляли удобными диванами и креслами, различными по функциональному назначению столиками. В нише выставлен старинный ломберный столик, предназначенный для игры в карты. Он изготовлен в конце ХIХ века в России, как и парные подвесные кронштейны, декорированные фигуркой птицы, сидящей на ветке.
Интерьер гостиной напоминает скромный женский будуар. На спинку кресла накинута тончайшего шелка белая с бахромой шаль. Привлекают внимание выполненные с высоким художественным вкусом образцы рукоделия: плетеная из зеленой шерстяной нити скатерть, украшенная вышитыми поверх основы цветами и дорожка с красочным геометрическим орнаментом, вышитым по канве. Столь тонкому ремеслу обучали девочек-воспитанниц в женском Шамординском монастыре Калужской губернии в начале ХХ века. Потомки одной из них, проживающие в Алупке, в 1980-е годы передали эти предметы в музей.
На круглом столе, покрытом тяжелой ковровой скатертью, свидетельство ушедшей эпохи — граммофон с латунной красной трубой и старинной пластинкой песни «Ноченька» в исполнении Ф.И. Шаляпина. Великий певец в 1898 году выступал во дворце вместе с С.И. Рахманиновым.
Картины, развешанные по стенам гостиной, являются произведениями русских художников конца ХIХ — начала ХХ вв.
Центральное место в небольшой по площади столовой занимает прямоугольный обеденный стол с четырьмя венскими стульями по периметру. У западной стены стоит высокий буфет в силе модерн, напротив, у окна — стол-тумба. Вся мебель изготовлена в России в середине XIX – нач. XX вв., настенные часы в корпусе из черного дерева – во Франции в конце XVIII века.
Стол, на котором расставлена посуда из стекла, хрусталя и фарфора русских (братьев Корниловых, товарищество М.С. Кузнецова) и западноевропейских заводов, уютно освещает фонарь матового стекла.В этой статье упоминаются ваши любимые шляпы по супернизким ценам. Выберите доставку в тот же день, доставку под автомобилем или самовывоз.
К изящным бытовым предметам можно отнести чайник из светлого металла (Зап. Европа. Конец XIX – нач. XX вв.) и никелированную кофеварку со спиртовкой (Россия, Переславль – Залесский, начало ХХ века).
Дорожка, вышитая по плетению, кружевные и плетеные салфетки (Шамордино, Калужской губ, начало ХХ века) смотрятся яркими ажурными пятнами на белоснежной поверхности скатерти.
В отдельной витрине представлены приборы для сервировки стола (ложки, вилки, ножи и пр.), производство которых осуществлялось ведущими фирмами–производителями Польши (Фраже, Норблин), Германии (Вельнер, братья Хепп, Вюртембергский завод металлоизделий), Австрии (Артур Крупп) и др.
Дополняет убранство интерьера столовой живопись русских художников: натюрморты И.Е. Волошинова («Ягоды») и Г.М. Бобровского, «Пейзаж» К.А. Савицкого и «Пейзаж с гусями» Ф. Дроздова.
По материалам Г.Г. Филатовой